Характеристика рыночных структур

Э. Чемберлин полагает, что чистая конкуренция является нежизненной, искусственной абстракцией, она не может рассматриваться как исходная база для описания реальности. Даже при любом большом числе производителей и продавцов данного вида товаров каждый из них предлагает покупателям по существу свой особый дифференцированный продукт.

Существуют следующие основные модели несовершенной конкуренции: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Чистая монополия – это рыночная структура, в которой одна фирма, являясь продавцом продукта, заменители которого отсутствуют, представляет, по существу, всю отрасль, вхождение на рынок заблокировано, ценообразование полностью контролируется монополией.

Эти рыночные структуры полностью противоположны друг другу: в первом случае фирмы полностью свободны в своих действиях, во втором - одна фирма осуществляет экономический диктат на рынке товаров.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, занимающая промежуточное положение между совершенной конкуренцией и чистой монополией. На рынке действует множество фирм , выпускающих однородную продукцию, имеются определённые ограничения в ценообразовании и получении информации, вход на рынок достаточно свободный. Это положение типично для розничной торговли, производства одежды, обуви и т.п.

Олигополия характерна для рынка, на котором действует небольшое число фирм, производящих однородную продукцию. Вхождение на рынок затруднено, есть ограничения в областях получения информации и ценообразовании. Данная рыночная структура характерна для сталелитейной промышленности, производства автомобилей, сигарет и т.п.

Идеальный тип позволяет более чётко обозначить те ограничения, с которыми сталкивается фирма на путях максимизации прибыли и с учётом которых можно построить более точные модели, позволяющие продемонстрировать совокупность альтернатив объёма выпуска и уровня цен, а также определить оптимальный вариант выбора. Обе модели дают возможность раскрыть сущность рынков, которые в действительности не полностью отвечают критериям какой-либо названной выше рыночной структуры.

В настоящее время ценообразование зависит от правительственных мер в этой области. Государства выступают против практики установления фиксированных цен. Суть данной политики состоит в том, чтобы не дать возможности продавцам консультироваться или заключать соглашения об установлении фиксированных цен. Подобная практика провозглашается обычно незаконной, а нарушители облагаются высокими штрафами. Это делается в интересах развития малого бизнеса. Единственным оправданием служит та ситуация. Когда соглашение о ценах контролируется государством.

Рыночная система способна успешно функционировать лишь при наличии определённых условий, формируемых в обществе:

Многообразных форм собственности и хозяйствования;

Гарантии приоритетов личных интересов и экономической мотивации;

Использования конкурентного механизма цен и прибылей;

Ограничения монополизма в экономике.

Из перечисленных выше рыночных структур совершенную конкуренцию и чистую монополию обычно рассматривают как идеальные варианты рыночных структур, их можно представить и описать теоретически. Однако в реальной жизни такие явления встречаются редко. Монополистическая конкуренция и олигополия – реальные рыночные структуры, ними приходится соприкасаться довольно часто и повсеместно.

Рассмотрим подробнее типы рыночных структур и поведение фирмы в каждой из них.

Черты, присущие рынку чистой конкуренции.

Рынок, где господствует чистая конкуренция, - исторически самый развитый и простой для ценообразования и обмена. Он состоит из множества продавцов и покупателей одноимённого товара. Ценообразование здесь складывается на основе спроса и предложения. Механизм обмена прост и удовлетворяет всех продавцов и покупателей. Если кто-то из продавцов назначает повышенную цену, его товар не покупается или не реализуется. В то же время некоторые продавцы определяют цену ниже рыночной, т.к. не хотят терять часть дохода. Продавцы на таких рынках не тратят много времени и средств на реализацию политики цен.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7