Характеристика рыночных структур

Максимизация прибыли в условиях чистой конкуренции

Известно, что в краткосрочном периоде фирма располагает неизменным оборудованием и посредством его модернизации пытается обеспечить прибыльность производства. Здесь операции осуществляются с переменными ресурсами (сырьём, трудом и т.д.) . При этом экономическая прибыль фирмы определяется в виде разности между валовым доходом и валовыми издержками. Используются и два дополнительных подхода к определению того уровня производства, при котором фирма получит максимальную прибыль и минимальные убытки. Первый подход состоит в сравнении и сопоставлении валового дохода и валовых издержек ; второй- в сравнении предельного дохода и предельных издержек. При первом подходе решается ряд взаимосвязанных вопросов, а именно: следует ли производить? Если да, то какое количество продукции изготовлять? Какая при этом будет получена прибыль? Ответ, казалось бы, прост: производи, если это приносит прибыль. На самом деле всё обстоит сложнее. Дело в том, что в краткосрочном периоде часть валовых издержек является постоянными издержками, а часть-постоянными. Первые оплачиваются даже в случае закрытия фирмы. При нулевом уровне производства фирма несёт убытки, равные постоянным издержкам. Следовательно. Производство оказывается оправданным, если прибыль не обеспечивается, но достигается получение дохода, превышающего постоянные издержки производства. Поэтому на вопрос о том, стоит ли производить, ответ должен быть следующим: фирме следует вести производство не только в условиях обеспечения прибыльности, но и в случае, если убыток оказался меньше, чем её постоянные издержки.

На вопрос о том, сколько продукции может производить фирма в краткосрочном периоде, существует ответ: следует создавать такое её количество, которое максимизирует прибыль и минимизирует убытки.

Поскольку доход , приносимый фирме каждой дополнительной единицей продукции, достаточен для покрытия средних переменных издержек, каждая единица , проданная по определённой цене, вносит хотя бы небольшой вклад в покрытие постоянных издержек и фирме выгоднее продолжать процесс производства , ибо убытки будут меньше, чем в случае приостановки производства.

В ситуации, когда цена единицы продукции опустилась до самого низкого уровня, и фирма уже не может получать прибыль, выгоднее приостановить производство на неопределённый срок.

Продолжительность приостановки производства определяется рыночной конъюнктурой. Как только изменится рыночная ситуация, фирма сможет возобновить производство. В течение вынужденного простоя должна удерживать предприятие в состоянии полной готовности к возобновлению производства. Может сложиться ситуация, когда рыночные условия будут оставаться неблагоприятными некоторое время. В этом случае следует найти способы закрытия производства и выхода фирмы из данной сферы производственной деятельности.

Таким образом, фирма будет вести производство, когда валовый доход превышает совокупные переменные издержки, что позволяет покрывать их. Она может минимизировать расходы за счёт ведения производства в случае, если простой экономический расчёт покажет, что она должна закрыться ввиду убыточности, так как в результате производства покрываются часть или все постоянные издержки производства. Эту же мысль можно выразить следующим образом: прибыль фирмы максимизируется при таком объёме производства, когда валовый доход превышает валовые издержки на максимальную величину. Фирма будет минимизировать убытки при производстве такого объёма продукции, при котором валовые издержки превышают валовый доход на минимальную величину. Вместе с тем, если нет возможности обеспечить превышение валового дохода над переменными издержками, фирме целесообразно минимизировать убытки путём закрытия производства.

Говоря о деятельности фирмы в краткосрочном периоде, следует также проанализировать равновесную цену, определяемую посредством сопоставления суммарного предложения товаров с суммарным спросом на них. Расчёт равновесной цены необходим для того, чтобы определить положение данной фирмы относительно средних показателей производителей данной продукции. Цена равновесия является заданной величиной для отдельной фирмы и одновременно результатом суммарных решений о производстве (предложении) всех выступающих на рынке фирм как единого целого. Можно сказать, что равновесная цена выступает ориентиром в деятельности каждой отдельно взятой фирмы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9