Характеристика рыночных структур

Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как «Ксерокс», «Истман Кодак», «Интернэшнл Бизнес Машин», «Сони» и т.д. Монопольное положение, закреплённое патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым, фактором укрепления монопольной власти. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты, трубочисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (классический пример- история водочной монополии в России).

Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой- либо ресурс (например, на естественные факторы производства).Хрестоматийным примером является деятельность компании «Де Бирс», которая давно уже монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов. Максимальная прибыль в краткосрочном периоде определяется путем сопоставления совокупного дохода и совокупных издержек либо предельного дохода и предельных издержек. Совокупная прибыль будет равна сумме, полученной от умножения прибыли на единицу продукции на весь объем выпуска.

Идея патентов и авторских прав состоит в том, чтобы поощрять фирмы и отдельные личности изобретать новые продукты и процессы путём гарантирования изобретателям исключительных прав на рынке плоды их усилий. Однако исключительные права гарантируются только на ограниченный период. Создаваемая таким образом монополия является временной.

Государственные лицензии предоставляют фирмам или государственным организациям исключительное право на производство определенных товаров или их реализацию. Так, в большинстве стран государство обладает исключительным правом на продажу алкогольных напитков, производство медицинских препаратов и т.д.

Преградой на пути проникновения конкурентов в отрасль может служить институт частной собственности. Фирма или консорциум, владеющие месторождением полезных ископаемых (руд, бокситов, минеральных удобрений и т.д.), будут препятствовать появлению конкурентов в сфере своей деятельности. Подобная ситуация складывается во многих отраслях экономики.

Серьезным препятствием на пути проникновения в отрасль, являются и приемы нечестной конкуренции, допускаемые фирмами, действующими в данной сфере, по отношению ко вновь вступающим или к «собратьям»-конкурентам. Например, могут быть организованы реклама в целях «поношения» продукта своего конкурента, а также явление на поставщиков ресурсов и банки с целью не предоставления кредитов и т.д. Эта же политика может быть использована при ценообразовании. Хотя многие из подобных действий являются противозаконными, тем не менее, они часто используются конкурирующими фирмами.

Фирмы, у которых есть технические секреты, обладают монополией, если другие фирмы не могут воспроизвести их приёмы обработки и производства продуктов.

Барьером на пути проникновения на рынок является экономия , обусловленная ростом масштабов производства. Преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было бы возможно, если бы рынок обслуживался двумя или более продавцами. Это может способствовать установлению монопольной власти и стать барьером для входа на рынок других фирм (монополия, защищая свой рынок сбыта, может устанавливать относительно низкие цены, соответствующие своим низким издержкам, недоступным для новичков на рынке). Например, если небольшая фирма, которой необходимо распечатать десяток листов бумаги, покупает для этой цели принтер, то один напечатанный лист обойдётся ей в кругленькую сумму. Издержки, на один лист крупной фирмы, печатающей тонны документов, будут во много раз ниже.

Легальными барьерами являются высокие расходы на транспортировку данного вида продукции, что приводит к появлению локальных монополий.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12