Социальная ответственность бизнеса и корпоративное управление

Времена, когда эффективность бизнеса оценивалась исключительно его финансовой деятельностью, проходят. Сегодня необходимо измерять преимущества, искать выгоды от следования принципам корпоративной ответственности для самого бизнеса и общества в целом, совершенствовать механизмы отчетности компаний об их участии в программах развития отдельных районов, создании рабочих мест, облагораживании рыночного пространства и окружающей среды. Например, «Home Depot», крупнейшая розничная сеть США, была вынуждена прекратить закупки древесины, получаемой в результате вырубки близких к исчезновению лесов. Активисты социального инвестирования в Великобритании, используя отрицательную рекламу и опираясь на поддержку неправительственных организаций, заставили крупные фармацевтические компании, и среди них транснациональный гигант «GlaxoSmithKline», отказаться от попыток воспрепятствовать некоторым африканским странам импортировать дешевые копии их запатентованных препаратов. Кампания протеста прошла под лозунгом, что фармацевтические компании ставят прибыль выше человеческой жизни.

Встраивание корпоративной социальной ответственности в базовые функции бизнеса, в традиционную бизнес-модель – одна из актуальных задач. Господствующей тенденцией в корпоративной политике становится решение таких проблем, как налаживание обратных связей с инвесторами и потребителями, рассмотрение их жалоб и предложений, учет экологических рисков.

Под социальной ответственностью понимается способ взаимодействия различных субъектов в обществе, связанный с возложением обязанности что-либо сделать и предъявлением на этой основе требований соответствующему субъекту, а также применением санкций в случае их невыполнения. В более узком смысле понятие социальной ответственности относится к сфере формирования условий жизнедеятельности людей. Имеется в виду обязанность тех или иных субъектов способствовать решению экономических, социальных, образовательных, культурных и других проблем населения. Именно социальная ответственность выступает фундаментом социального государства как института, признающего свою ответственность за удовлетворение основных потребностей граждан и предпринимающего для этого практические усилия.

По отношению к бизнесу термин «социальная ответственность» стал применятся сравнительно недавно. В 70-х годах прошлого века ведущие компании Запада (прежде всего США и Великобритания) осознали необходимость объединения элементов корпоративной политики, связанных с человеческим капиталом своих организаций, а также отношениями с внешней средой и выработки системного подхода к этой сфере. Так возникло понятие корпоративной социальной ответственности (КСО).

Выдвигая и реализуя программы в рамках КСО, бизнес стремится, с одной стороны, реабилитировать себя в глазах общества, с другой – надеется, улучшив свой имидж, увеличить конкурентоспособность продукции, а значит, и прибыль. Ведь очевидно, что отношение к тому или иному товару определяется не только его качеством, эффективностью рекламы, маркетинговой политикой, но и репутацией компании в глазах бизнес-партнеров, местного социума, обществом в целом. Словом, предприятия начали придерживаться принципов социальной ответственности исходя не только из благих побуждений, но и из предпринимательской логики, определяемой целями увеличения прибыли.

Существует множество определений корпоративной социальной ответственности. Так, в трактовке ООН «социальная ответственность частного сектора затрагивает не только отношение компаний с клиентами, поставщиками и работниками, но также ее отношение к потребностям, ценностям и целям общества». Евросоюз рассматривает корпоративную ответственность как «концепцию, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют социальную и экологическую политику в бизнес-операции и их взаимоотношения со всем кругом связанных с компанией организацией людей».развернутое определение дает Департамент торговли и промышленности Великобритании (DTI): «…предприятие уделяют внимание тому, как улучшить свое социальное влияние, влияние на локальный сектор экономики и влияние в области окружающей среды, свое воздействие на общество и социальную сплоченность, права человека и правила охраны окружающей среды, справедливость ведения торговли и возможные пути нарушения этой справедливости. Социальная ответственность бизнеса касается и крупных мультинациональных корпораций, и малый предприятий локального уровня».

Перейти на страницу: 1 2