Социальная ответственность бизнеса и корпоративное управление

При всей своей неодинаковости эти определения роднит общая идея: корпоративная социальная ответственность – это ответственность компаний перед людьми и организациями, с которыми она сталкивается в процессе деятельности, и перед обществом в целом.

История развития КСО в России насчитывает всего около десяти лет. Еще 6-7 лет назад термин «корпоративная социальная ответственность» достаточно редко использовался в бизнес-сообществе, а соответствующая практика ограничивалась заявлениями о следовании принципам этики и благотворительности. Однако в последние годы в связи с экономической и политической стабилизацией в стране, активным выходом российских компаний на международные рынки многие из них пересматривают взгляды на свою ответственность перед обществом. Сегодня налицо интерес компаний, прежде всего крупных, к выработке продуманной политики социальной ответственности, созданию целостной стратегии участия в жизни общества.

Основные принципы КСО с точки зрения отечественного бизнес-сообщества включают пять позиций:

· Отношения с работниками. Взаимоотношения с работниками, которые являются важнейшим активом компании, должны строиться на основе социального партнерства, общности целей, уважения взаимных интересов, реальности принимаемых сторонами обязательств и добросовестности их исполнения,

· Единство экономической свободы и ответственности. Это выражается в необходимости дол­госрочного устойчивого развития компаний, достижения высоких финансовых результатов, обеспечивающих рентабельность, расширение занятости, способствующих экономическому и социальному благополучию компании и страны. Чрезвычайно важна ответственная упла­та налогов (полная и без "серых" схем);

· Отношения с потребителями. Надежное и качественное удовлетворение их запросов и ожи­даний, обратная связь с потребителями, включая рассмотрение замечаний, урегулирование их претензий и жалоб,

· Сохранение окружающей среды. Ограничение выбросов загрязняющих веществ, утилизация отходов, распространение экологически чистых технологии, маркировка продукции об эко­логическом качестве и экологической безопасности;

· Участие в решении общественно значимых задач на местном, региональном и общенациональном уровне.

Становление социально ответственного бизнеса в нашей стране только начинается, тем не менее, российские компании выделяют на общественные проекты и благотворительные прог­раммы не меньше средств, чем западные: в среднем до 17% от суммы дохода. Несколько десятков ведущих компаний перешли на международные стандарты в области устойчивого разви­тия, на систему открытой нефинансовой отчетности. Это должно стать нормой для большинства крупных, средних и малых компании, что, кстати, и предусматривают решения и рекомендации саммита "большой восьмерки" в Хайлигендамме в 2007 г.

Перейти на страницу: 1 2