Сущность налогов и основные элементы налогообложения

Как правило, налоговые льготы обусловлены либо социальной значимостью соответствующих областей деятельности, либо признанием их в качестве приоритетных в конкретной экономической ситуации.

Например, при оценке эффективности льготного налогообложения предприятий обществ инвалидов прежде всего учитывается их социаль­но-экономическая составляющая. Сохраняя рабочие места работников с ограниченными возможностями, государство, с одной стороны, освобождается от необходимости расходования средств на социальную поддержку, а с другой - создает условия для их социально-психологиче­ской реабилитации инвалидов.

Среди субъектов налоговых отношений выделяются:

- налогоплательщики - организации и физические лица, на которых Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обя­занность уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, представ­лять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения и др. Для упорядочения работы с налогоплательщиками, учета и контроля за уплатой налогов ве­дется единый государственный реестр налогоплательщиков, в котором все население и орга­низации имеют идентификационный налоговый номер (ИНН) - это номер дела каждого налогоплательщика в налоговой службе;

- налоговые агенты - лица, на которых Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию с налогоплательщиков и перечислению в бюджеты на­логов;

- сборщиками налогов выступают: государственные органы; органы местного самоуправления; уполномоченные должностные лица.

Сборщики налогов осуществляют прием налогов и перечис­ление их в бюджеты. В отличие от налоговых агентов, сборщики не начисляют налоги, в их обязанности входит контроль по их уплате.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, по­шлин, платежей, сопровождающие их законодательные регламен­ты, а также работники, технологии, средства, каналы информа­ции и другое образуют налоговую систему.

Ныне действующая в России налоговая система начала скла­дываться с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, кото­рые охватывают, по сути, все сферы жизни государства. Структу­ра и принципы построения российской налоговой системы в ос­новном отражают национальные традиции и распространенные в мировой практике положения.

Принятие Налогового кодекса Российской Федерации позво­лило систематизировать действующие нормы и положения, регу­лирующие налогообложение, устранив отсутствие его единой за­конодательной и нормативной основы, многочисленность и противоречивость нормативных документов и недостаток правовых гарантий для участников налоговых отношений.

Налоговый кодекс регулирует:

- порядок установления и ввода в действие налогов;

- совокупность налогов;

- права и обязанности налогоплательщиков;

- ответственность участников налоговых отношений;

- порядок распределения налогов между бюджетами различных уровней;

- формы и методы налогового контроля.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, установлены три группы налогов и сборов:

1)федеральные налоги и сборы являются обязательными для всей территории Российской Федерации и регулируются обще­российским законодательством, формируют основу доходной ча­сти федерального бюджета;

2) региональные налоги и сборы, обязательные на территории соответствующих субъектов РФ, устанавливаются представительными органами субъектов федерации и общероссийским законо­дательством;

3) местные налоги и сборы, которые вводятся нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трехуровневая система налогообложения дает возможность соответствующим органам управления обособленно формировать доходные части бюджетов, исходя из собственных налогов, их ча­стей, неналоговых поступлений от различных видов деятельности (аренды, продажи, недвижимости, внешнеэкономической деятель­ности, займов и др.).

Перейти на страницу: 1 2 3