Разновидности налогов

Налог на доходы физических лиц является вычетом из дохода налогоплательщика - физического лица. В Российской Федера­ции объектом обложения являются личные доходы граждан, по­лучаемые ими от работы по найму, от ценных бумаг, от индиви­дуальной трудовой и предпринимательской деятельности и дру­гие доходы. Не облагаются налогом минимальный размер оплаты труда, который в России в настоящее время почти в 3 раза ниже минимального прожиточного уровня.

Не включаются в облагаемую сумму: пенсии, стипендии, али­менты для лиц, их получающих, и некоторые другие доходы. Кро­ме того, граждане имеют право на вычеты из налогооблагаемого дохода, фактически произведенные через бухгалтерию расходы на благотворительные цели, на приобретение или строительство жилья и др.

С 1 января 2001 г. основная ставка налога на доходы физичес­ких лиц установлена в 13 %, а в отношении доходов в виде разно­образных выигрышей - 35 %. Доходы в виде дивидендов и дохо­ды, получаемые физическими лицами, не являющимися налого­выми резидентами РФ, облагаются по ставке 30%.

Обложение доходов физических лиц по ставке 13 % вместо пре­жних прогрессивных ставок от 12 до 30 % - это способ защиты фискальных интересов государства и попытка вывести на «свет» теневые доходы.

Только за первый год (начиная с 2001 г.) осуществления указанных изменений сборы от него возросли на 49,7%, за второй был отмечен рост в полтора раза. Эта положительная тенденция продолжается и в на­стоящее время, что объясняется в основном увеличением ставки налога на 1 % для большей части налогоплательщиков. (По прежней ставке - 12 % - формировалось до 90 % всех сборов от этого налога, и лишь ос­тавшаяся часть пополнялась за счет ставок, превышающих 12%-й мини­мум.) Положительное воздействие на собираемость оказал и выход из тени, который дает кумулятивный эффект. Предприятия все чаще пока­зывают реальную заработную плату работников, следовательно, растет прибыль и увеличиваются поступления от налога на доходы организа­ций.

Акцизы - вид косвенного налога, включаемого в цену ряда высокорентабельных товаров массового потребления и предметов роскоши, а также в тарифы на некоторые услуги. Как правило, акцизы вводятся на товары, объемы потребления которых не мо­гут существенно ограничиваться таким повышением цен.

Перечень подакцизных товаров меняется. Эти товары делятся на три категории - по процедуре установления ставок и исчисле­ний облагаемой базы.

Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов на них устанавливаются Правительством Российской Федерации. Отдельные виды подакцизных товаров подлежат обязательной маркировке установленного образца.

Единый социальный налог (ЕСН) был введен в 2001 г. и объе­динил три платежа: а) в Пенсионный фонд (28 % + 1 % фонда оплаты труда); б) Фонд социального страхования (5,4 %); в) Фонд обязательного медицинского страхования (3,6 %).

Таким образом, с введением ЕСН упразднились законодатель­ные акты и инструкции трех федеральных ведомств. Это позво­лило не только сократить налоговую нагрузку с 38 % (29 % + 5,4 % + 3,6%) до 35,6%, но и упростить процедуру налогообложения и контроля. По этому налогу установлена регрессионная ставка налогообложения с выделением трех категорий: если работник получил больше 100 тыс. р. в год, то организация перечислит за него не 35,6, а только 20%, если заработная плата составляет более 300 тыс. р. в год, то ставка снижается до 10 %. При доходе свыше 600 тыс. р. она падает до 2 %. Иными словами, чем больше заработная плата работников, тем меньше сама ставка налога, но не сборы по нему.

Такая процедура взимания социального налога способствует тому, чтобы организации не утаивали фактически выплачивае­мую заработную плату, чтобы вся ее масса облагалась налогом.

С января 2005 г. единый социальный налог был снижен до 26 %. Это позволяет оставить у хозяйствующих субъектов около 280 млрд. р. в расчете на год, активнее финансировать развитие экономики, социальной сферы и увеличить заработную плату работникам.

3.2. Совершенствование российской налоговой системы

Современное российское налоговое законодательство претерпевает множество изменений.

Отменяются одни налоги и сборы, вводятся другие, вносятся дополнения в действующие нормативно-правовые акты, принимаются новые законы и прекращают действие старые.

Перейти на страницу: 1 2 3 4