Разновидности налогов

«Налоговая система, как и вся экономика, не может пребывать в статичном состоянии. Налоги, как своеобразные индикаторы, должны более чутко реагировать на наиболее существенные осо­бенности проявления социально-экономических закономерностей и на реальную ситуацию»[8].

Наиболее значимыми направлениями совершенство­вания современной российской налоговой системы на ближай­шую перспективу являются:

1. Современной российской экономике остро не хватает соб­ственных научных сил, научных школ по вопросам налогообло­жения, ученых-экономистов, способных не только рационально усовершенствовать действующую налоговую систему, но и про­считать, спрогнозировать все возможные экономические и соци­альные последствия от проведения в жизнь тех или иных меро­приятий в этой области.

Такое положение вынуждает вводить новые, часто - не ры­ночные виды изъятий, способные, по мнению властей, нивели­ровать негативные последствия, связанные с произвольностью ставок по отдельным налогам.

Оценивая прошедшие годы, следует подчеркнуть, что современная налоговая система России зарождалась и развивалась в условиях экономического кризиса. В тогдашней сложной ситуации она сдер­живала и поныне продолжает противостоять бюджетному дефи­циту, обеспечивает функционирование хозяйственного комплек­са страны, позволяет (хотя и не без перебоев) финансировать неотложные государственные потребности, в основном именно она помогла обеспечить переход к рыночной экономике. К усо­вершенствованию налоговой системы был широко привлечен опыт других стран.

2. По расчетам, выполненным в Центральном экономико-ма­тематическом институте РАН, «в России чистый народнохозяй­ственный доход (не распределенная прибыль) образуется: на 5 % - за счет труда, на 20 % - за счет основного капитала и на 75% за счет природного капитала, т.е. на основе природной ренты»[9].

Однако в действующую налоговую систему заложены иные при­оритеты: 70 % фискальной нагрузки приходится на труд, 20 % - на основной капитал и только 10 % - на ренту. Смещение основной налоговой нагрузки на низкодоходные факторы производства - основной недостаток современной российской налоговой систе­мы, это угнетает экономику, сдерживает рост заработной платы и конечный спрос, увеличивает производственные затраты, снижает конкурентоспособность отечественной продукции, провоцирует снижение количественных показателей рабочих мест и др.

По оценкам экономистов «недополучае­мый рентный доход в России ежегодно составляет 40-45 млрд долл., а с учетом неэффективного использования государствен­ных производственных активов реальные потери достигают 50 - 52 млрд долл»[10]. Иными словами, главным наполнителем казны должен стать не фонд оплаты труда, а именно природная рента, следовательно, необходимо вводить увеличение налога на добычу полезных ископаемых, нефти, газа, леса, рыбы и других ресурсов и ослабление налогов на труд. Налогообложение фонда оплаты труда с учетом единого социального налога достигает 40 %, что является излишней нагрузкой.

Задача переноса тяжести налогообложения на рентные дохо­ды, получаемые недропользователями в результате эксплуата­ции принадлежащих Российской Федерации природных ресур­сов, была официально сформулирована еще в 2000 г. Однако су­щественных сдвигов в ее решении не произошло, хозяйственная практика по-прежнему усиливает налоговый прессинг на дохо­ды от трудовой деятельности и от использования капитала. Изъ­ятие большей части ренты в бюджет с помощью налогов и не налоговых платежей затрудняется не только проти­востоянием недропользователей, но и отсутствием механизма реалистичной оценки природной ренты, зависящей как от сто­имости добываемого сырья, так от объективно необходимых за­трат.

Это основное стратегическое направление, от реализации ко­торого зависит эффективность локальных мер по совершенствованию налоговой системы, приве­дение ее принципиальных основ к научно обоснованным положениям и международным параметрам. Данные меры способны существенно усилить мотивирующее воздействие налоговой системы на социально-экономический рост во многих областях деятельности.

3. По официальным статистическим данным, «износ основных производственных фондов в среднем по стране составляет почти 50%, в нефтедобывающей промышленности и электроэнергети­ке - 55, в угольной - 60, машиностроении и нефтепереработке - 75, в газопереработке - 80 % и т.п. Особенно высока степень ста­рения активной части основных фондов - машин и оборудова­ния. Они находятся на грани физического выбытия с возрастающей опасностью техногенных катастроф»[11].

Перейти на страницу: 1 2 3 4