Экономическая теория

Другую группу налоговых поступлений образуют так называемые кос­венные налоги. Это налоги, взимаемые с товаров и услуг. Их косвенный характер проявляется в том, что они уплачиваются не всеми гражданами и организациями, а лишь теми, кто покупает облагаемые налогом товары и услуги. Подобного рода косвенные налоги получили назва­ние акцизов. Разновидностью акциза является налог на добавленную стои­мость (НДС).

Все косвенные налоги увеличивают цену продаваемых товаров и услуг, а значит, понижают благосостояние потребителей. Однако в силу своей скрытости косвенные налоги вызывают у общества меньшее недовольство, чем прямые.

Важным звеном налоговой политики государства являются критерии налогообложения. В качестве первого критерия экономисты называют справедливость (равенство), в качестве второго - эффективность. Пер­вый критерий строится на том, что государственные налоги и их расходо­вание влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество, в конечном счете, стремится к справедливому распределению этих тягот и благ. При этом оно ориенти­руется на два основных этических принципа:

а) принцип горизонтальной справедливости, предполагающий, что лица, находящиеся в равном материальном положении, должны трактоваться налоговыми законами одинаково. Это значит, что, например, два инди­вида, работающие по 40 ч в неделю и получающие одинаковый доход (но у одного доход существует в виде заработной платы, а у другого в виде предпринимательской прибыли от собственного бизнеса), долж­ны выплачивать налог одинаковой величины.

б) принцип вертикальной справедливости предполагает, что находящиеся в неравном положении должны трактоваться неодинаково: тот, кто по­лучает больше, должен и больше платить в виде налогов.

Противники этих двух принципов, основывающихся на идее платеже­способности, выдвигают альтернативный принцип выгод: платить больше должен тот, кому от налогов достается больше выгод. Однако анализ пока­зывает, что этот принцип не всегда согласуется с социальной справедливо­стью, так как в ряде случаев бедные люди должны были бы платить более высокие налоги, чем богатые, поскольку они получают больше выгод (от поддержания правопорядка, пособий по безработице, стипендий и т. п.). Однако иногда принцип выгод позволяет поддержать справедливость: за содержание дорог должны платить, прежде всего, владельцы автомобилей (налог на автомобиль, налог на бензин и т. д.); любители сигарет, пива, алко­гольных напитков уплачивают акцизы, включенные в цену этих товаров.

Но основным в системе налогообложения является все же критерий платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста доходов, так как в результате этого неравенство в материальном по­ложении сокращается. Такая налоговая система называется прогрессивной. Напротив, если после выплаты налогов неравенство в обществе возрастает, налицо регрессивная система налогообложения.

Для определения меры неравенства в обществе используется кривая Лоренца

(рис. 1).

Кривую Лоренца можно построить, откладывая по одной оси кумулятивную долю получаемого дохода, а по другой - кумулятивную долю его получателей во всем населении, начиная с получателя наименьшего дохо­да, как видно из приведенного графика. Кривая Лоренца превращается в показанную на графике прямую, проходящую под углом 450, когда на всех получателей дохода приходятся равные его доли, т. е. 10% населения получают 10% дохода, 20% населения - 20% дохода и т. д. Степень от­клонения кривой Лоренца от прямой линии, отражающей абсолютное равенство, указывает на степень неравномерности распределения дохода в обществе. Прогрессивные налоги делают распределение посленалого­вых доходов более равным, чем распределение предналоговых доходов, поэтому кривая Лоренца после уплаты налогов смещается в сторону линии полного равенства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7