Инвестиционная функция государства и рыночный механизм современной России.

Источник: Россия в цифрах. 2006. Крат. стат. сб./ Росстат.- М., 2006. С. 370.

Отсюда видно, что за период 1992-2005 гг. наблюдался рост инвестиций в основной капитал, достигший 3534 млрд.руб. Однако этого было далеко недостаточно для восстановления и инновационного развития экономики, требующих колоссальных затрат.

Инвестиционный процесс в стране связан с основными направлениями деятельности государства в части регулирования накопления и расширенного воспроизводства, к которым можно отнести следующие: обоснование оптимальных в современных условиях нормы и массы накопления; участие государства в инвестировании в экономику; стимулирование притока частных и иностранных инвестиций в различные отрасли хозяйства.

Стимулируя инвестиции в экономику, государство, используя эффект мультипликатора, ускоряет экономический рост, увеличивает национальный доход и ВВП, другие фундаментальные показатели состояния экономики. В свою очередь, именно состояние экономики страны, динамизм развития ее основных показателей (национального дохода, консолидированного бюджета и др.) определяют финансовые возможности государства и субъектов рыночного хозяйства при осуществлении (используя эффект акселератора) инвестиционной деятельности, при оказании на нее регулирующего воздействия. При этом значение имеет обоснованное экономическое взаимодействие государства с предприятиями и домохозяйствами в процессе рыночного кругооборота капиталов, товаров и услуг, инвестиций и других ресурсов (рис. 3).

Рис. 3. Экономическое взаимодействие государства с предприятиями и домохозяйствами в процессе рыночного кругооборота капиталов, товаров и услуг, инвестиций и других ресурсов.

Как видно, рыночная экономика включает функционирующую совокупность государства, юридических и физических рыночных субъектов. Они находятся в определенной воспроизводственной взаимосвязи и субординации, имеют свои экономические интересы. Государство активно участвует в процессе накопления и расширенного воспроизводства: оно, с одной стороны, концентрирует финансовые бюджетные средства, собирая прямые налоги с предприятий (налог на прибыль, НДС и др.) и прямые налоги с домашних хозяйств (подоходный, земельный и др.), а, с другой стороны, государство осуществляет в них инвестиции, проводит разнообразные выплаты. Так, предприятия получают от государства инвестиции, субсидии и налоговые льготы, домашние хозяйства получают от государства пенсии, стипендии, дотации и другие трансферты, а работники государственных предприятий – заработную плату, социальные выплаты и др. Кроме того, государство осуществляет на рынке закупки разнообразной продукции и ресурсов для своих нужд. Оно заимствует средства на финансовых рынках, продает на них свои ценные бумаги, а затем выкупает их с процентами, инвестирует средства для выполнения государственных программ и др.

Движение денежных средств на рынке таково, что расходы одного субъекта становятся доходами другого. Расходы домашних хозяйств при покупке на рынке продуктов являются для предприятий агропродовольственной сферы АПК доходами. В свою очередь, расходы предприятий на покупку ресурсов становятся доходами для домашних хозяйств, которые являются их владельцами. При этом образуется денежный кругооборот, включающий «доходы - расходы». С данным кругооборотом тесно связан материально-вещественный кругооборот, включающий «ресурсы - продукцию», в процессе которого производимые предприятиями товары потребляются домохозяйствами, предоставляющими предприятиям ресурсы. Причем, домашние хозяйства, получая доходы от продажи ресурсов, делят их на две части: 1) идущие на потребление личное и производственное; 2) на сбережение. Последние направляются на образование финансового рынка (вклады в банки, покупку акций, облигаций государственных займов и др.), на котором фирмы заимствуют необходимые для них инвестиционные средства. В обратном же направлении – к домашним хозяйствам идут доходы (проценты, дивиденды и др.).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6