Формирование социально ориентированной рыночной экономики в России

Оплата труда играет двоякую функцию: с одной стороны, является главным источником доходов работников и повышения их жизненного уровня, с другой - основным рычагом материального стимулирования роста и повышения эффективности производства. Наиболее важными являются следующие функции заработной платы: воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая (распределительная), социальная, производственно-долевая.

Заработная плата выступает как институт социально-ориентированной рыночной экономики, как совокупность основополагающих политических, правовых, экономических и социальных правил, образующих общий базис для производства, обмена, распределения и потребления.

Рынок труда в условиях социально-ориентированной экономики обусловливается существенным влиянием социально-экономической политики государства, которое формирует развитые механизмы социального партнерства, в том числе государственные социальные стандарты, представляющих нормативные показатели уровня жизни и социального развития и используемых в качестве целевых ориентиров в практике государственного управления процессами экономического и социального развития.

Экономическая природа заработной платы и ее воспроизводственная функция в социально-ориентированной рыночной экономике принимает инвестиционный характер и реализуется в форме долгосрочных инвестиций в человека. Для достижения эффекта синергии и сбалансированности интересов социальная ориентация экономики государства должна быть дополнена соответствующей социальной ориентацией экономики предприятий.

Социальная рыночная экономика в России

Критический взгляд на итоги социально-экономических преобразований в Российской Федерации на рубеже XXI в. позволяет сделать следующий вывод: к сожалению, задача успешной адаптации российского общества к рыночным условиям хозяйствования в должной мере так и не была решена. При этом сегодня становится вполне очевидным тот факт, что форсированный переход России «от плана к рынку» без должного учета целого ряда объективных и субъективных факторов стимулировал возникновение и обострение в нашей стране различных социально-экономических противоречий. В результате - возникла ситуация взаимного «торможения» процессов развития экономической, социальной и политической сфер жизнедеятельности российского общества, что, в свою очередь, породило углубление экономического кризиса, эскалацию социальной напряженности в стране и привело к стагнации системы государственного регулирования хозяйственных процессов.

Вместе с тем, анализ накопленного в развитых странах опыта «борьбы» с социально-экономическими кризисами позволяет обнаружить общую черту в действиях их правительств по спасению национальной экономики - почти всегда и везде, где достигался успех в этом отношении, имел место поворот в политике руководства страны в сторону социализации экономики. Более того, почти всегда и везде идеологи реформ учитывали национальные традиции и исторический опыт развития своей страны, а также специфику состояния национальной экономики и наличие соответствующих экономико-правовых механизмов. В связи с этим, многие отечественные и зарубежные специалисты в процессе научного поиска путей выхода из сложного положения, в котором оказалась Россия, все чаще приходят к следующему заключению: для преодоления социально-экономического кризиса в нашей стране необходим решительный поворот экономической политики государства лицом к потребностям большинства граждан, что, соответственно, ставит перед руководством страны актуальную задачу разработки эффективной стратегии формирования в Российской Федерации социального рыночного хозяйства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9