Формирование социально ориентированной рыночной экономики в России

• проводимая на протяжении всего периода рыночных реформ экономическая политика российского государства, зачастую, не способствовала созданию в России предпосылок формирования социально ориентированного хозяйства; • рыночные реформы оказались весьма разрушительными для общества и государства: нерыночная (монополизированная) экономика; сырьевая ориентация экономического развития; деформация системы хозяйственных норм, установок и ценностей; запредельный уровень коррупции и экономической преступности; низкая инвестиционная привлекательность промышленности; резкое снижение потенциала высоких технологий; нарастание угроз экономической безопасности страны; политизация государственной системы регулирования национальной экономики; слабый общественный контроль за властными структурами; недооценка государством роли неформальных институтов в экономическом развитии общества и др.; • основную направленность реформ в социальной сфере России можно охарактеризовать следующим образом: а) сужение круга государственных гарантий; б) сокращение государственных расходов на социальную сферу; в) перераспределение ответственности за социальную защиту населения между государством, предприятиями и домохозяйствами (в сторону увеличения ответственности двух последних групп хозяйствующих субъектов); д) децентрализация управления и финансирования социальной сферы, перенесение на региональные власти основного бремени государственной политики в области социальной защиты граждан; • социальная цена, которую заплатило российское общество за «реформы» заключается в крайне низком уровне жизни большинства населения, превышении смертности над рождаемостью, прямой угрозе генофонду страны, дезинтеграции прежней социальной структуры без какого-либо замещения ее более прогрессивными формами социальной защиты населения, нарастающей детской беспризорности, эскалация преступности, алкоголизма, наркомании и проституции, росте и обострении межэтнической напряженности, и т.д.; • институты социальной ответственности бизнеса и социального партнерства пока мало чем могут помочь решить задачу снижения социальной напряженности в российском обществе, поскольку находятся лишь в стадии формирования.

Опыт западноевропейских стран по становлению и функционированию социальной рыночной экономики не может не быть привлекательным для России, ставшей на путь рыночных преобразований. Хотим мы того или нет, но при осмыслении перспектив развития нашей экономики мы невольно обращаемся к этому опыту.

Провозглашая курс на создание в России социальной рыночной экономики, мы и должны исходить из этой коренной природы рынка, который должен наконец повернуть нашу экономику на путь последовательного и устойчивого роста благосостояния. При этом важно определиться в том, что мы должны заимствовать из мирового опыта исторического развития рыночных отношений. В ходе обсуждения проблем переходной экономики некоторые экономисты утверждают, что нам необходимо с самого начала учитывать национальные особенности при создании основ рыночной экономики, что эти особенности и российский менталитет должны закладываться в характер создаваемых рыночных отношений.

Нет сомнения, что будущая российская экономика, став в ряды рыночных экономик мира, впитает в себя российские национальные особенности, такие специфические черты, которые не свойственны ни одной из экономик мира. Иначе говоря, со временем на российском пространстве должны сложиться рыночная экономика как и все развитые экономики мира несущая в себе определенные национальные черты. Но начинать практически с нуля создание рыночной экономики мы не можем и не должны с поиска этих национальных особенностей. Едва ли кто-нибудь мог бы сейчас сформулировать конкретно те особенности и национальные черты, которые могут быть присущи будущей российской рыночной экономике. Они непременно сложатся, но лишь в самом процессе становления последней.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9