Концепция устойчивого развития в контексте глобализации.

Среди стран, в которых переход к УР идет мед­ленно, нужно отметить прежде всего США, где, к примеру, программа "Устойчивая Америка" при­нята с большим опозданием. В ней явно домини­рует первый принцип теории УР (см. выше), то есть установка на удовлетворение нужд американ­цев. Второй же ее принцип (равные стандарты удо­влетворения основных потребностей для всего че­ловечества) по сути игнорируется. Позиция амери­канской политической элиты сводится к защите конкурентоспособности американского бизнеса, в частности через увеличение продаж экотехнологий.

Правда, бизнес неоднороден. Есть, в частно­сти, движение экологически ориентированных предпринимателей, включая средних и мелких. На них реально опираются поборники экологиче­ской модернизации. Однако задачу передачи тех­нологий должен выполнять в первую очередь крупный бизнес, но он этого не делает.

Выходит, сторонники структурной экологиза­ции правы, не считая бизнес ключевым агентом перехода к УР. Напрашивается предположение, что роль такого агента должно сыграть государ­ство.

На конференции 1992 г. в Рио такая цель и бы­ла поставлена перед национальными государства­ми. На них, согласно международному праву, ле­жит вся полнота ответственности за разработку и осуществление стратегий УР. И какие-то шаги, даже радикальные, в этом направлении были сде­ланы. Например, в плане национальной экологи­ческой политики Нидерландов 1993 г. была предусмотрена перспектива ограничения эконо­мического роста. Но в большинстве случаев практика показывает, что государство - пока еще слабый менеджер в сфере охраны окружающей среды. В отличие от экомодернизаторов, сторон­ники структурной экологизации не считают госу­дарство основным агентом перехода к УР, видя в нем прежде всего институт индустриального об­щества. Ратуя за серьезные политические рефор­мы при движении к УР, они увязывают этот про­цесс с ростом гражданской политической актив­ности, формированием институтов гражданского участия, в том числе на местном уровне. Сейчас государство мало привлекает гражданское обще­ство к принятию решений, не обеспечивает ему достаточного доступа к информации, касающей­ся окружающей среды, что идет вразрез с требо­ваниями, зафиксированными в упоминавшихся Декларации Рио (принцип 10) и Декларации Ты­сячелетия.

Вместе с тем наш мир - это единый организм, и экологические проблемы не могут в принципе быть решены в национальных рамках. Непремен­ное условие перехода любой страны к УР - про­движение к этой цели не за счет других госу­дарств, а совместно с ними. Адекватное понима­ние УР подразумевает придание в процессе развития главенствующего значения человеку, выживанию человечества, всех его этносов и ци­вилизаций. Выполнению этой задачи препятству­ют сложившиеся международные отношения, в которых сегодня преобладает не кооперация, а конкуренция, отдаляющая мир от консенсуса, не­обходимого при движении к УР. Включение про­блем УР в политическую повестку дня вначале шло под знаком противоборства мировых дер­жав, когда имели место попытки увязать переход к УР с неким желанным обликом будущего Пла­неты, новым мировым порядком (НМП). В насто­ящее время формируется мировая монополярная структура международных отношений, предпола­гающая объединение национальных ресурсов и подчинение их новому общепланетарному центру силы, но не в целях всеобщего выживания, а в ин­тересах самого центра. США, главный претендент на эту роль, не только не выполняют функции умиротворения, но там, где им это нужно, сами провоцируют конфликты. В мире, управляемом таким образом, царит беспорядочный порядок. Это не подконтрольное нам развитие мирового сообщества способно само стать источником опасностей, вызываемых нашей деятельностью.

Такой НМП не может не порождать проблем, препятствующих реализации УР на международ­ном уровне. Значительная масса ресурсов Плане­ты принадлежит ее жителям в целом. Ресурсы Мирового океана, воздух, космическое простран­ство в принципе поделить нельзя, они находятся в пользовании всего человечества. Отсюда - со­блазн скорее потребить их, пока они не иссякли. Успехи в охране окружающей среды развитых стран сегодня во многом связаны с действием это­го режима "общего котла", с вычерпыванием ре­сурсов из внегосударственного пространства.

Еще в 1974 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию о Новом международном экономическом порядке, провозгласившую не­отъемлемый суверенитет каждого государства над своими природными ресурсами. Настаивая на этом принципе, развивающиеся государства не делегируют международным организациям, от­ветственным за осуществление УР, полномочий по контролю над своей ресурсной базой, но в то же время отдают свои недра в распоряжение за­падным сырьевым компаниям. Указанный режим явно коррелирует с нынешним мировым поряд­ком, при котором разные страны Центра и Пери­ферии по-своему вовлечены в расхищение ресур­сов Планеты.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9