Концепция устойчивого развития в контексте глобализации.

В докладе отмечается, что практическое до­стижение главных целей УР зависит от координа­ции действий на международном уровне (совмест­ные программы, декларации, сотрудничество между странами). Эта позиция давно стала обще­признанной, своего рода данью политкорректности в международном масштабе. Постановка про­блемы в докладе - УР в контексте глобализации - заведомо предполагает взаимодействие госу­дарств. Но при этом нельзя рассматривать УР в современном мировом хозяйстве как нечто об­щее, сходное для всех стран. Экоразвитие предпо­лагает дифференциацию подходов.

Не менее сложно из-за нечеткости концепции УР наметить соподчинение действий с учетом специфики конкретных стран. Есть еще одна за­дача - подключение властей на уровне города, де­ревни, поскольку предполагается, что они знают положение на местах и способны решать некото­рые частные вопросы, хотя бы очистить среду обитания от бытового мусора, предотвратить вы­рубку лесов и отравление водоемов. Такое деле­гирование полномочий, полицентризм в управле­нии позволяет приблизиться к низовым слоям на­селения, вовлечь их в процесс принятия решений и реализации намеченных целей. Любопытен японский опыт утилизации мусора в пределах го­рода. Муниципалитет Йокохамы разослал граж­данам инструкцию на 27 страницах о правилах сортировки мусора с тем, чтобы его было легче рециклировать. Задача - в ближайшие пять лет снизить количество сжигаемого мусора на 30%, и тем самым уменьшить вред, наносимый воздуш­ной среде. Граждане обязаны рассортировать бы­товые отходы и разместить их по соответствую­щим контейнерам. Японцы законопослушно при­ступили к делу, и, по словам одного из них, ему приходится надевать очки, чтобы точно выпол­нить все пункты инструкции. Но как вырастить таких граждан?!

В связи с проблемой УР возродилась по исте­чении долгого времени актуальность такого на­правления экономической теории, как институционализм. Очевидно, что реализация УР в силу объективных причин зависит от политики госу­дарства, дееспособности его административного аппарата. Сам по себе рынок не благоприятству­ет проведению мер по защите среды, равно как и по поддержке беднейших слоев, расширению со­циальной инфраструктуры. Эти так называемые дефекты/сбои рынка (market failures) вынуждено компенсировать государство. Обсуждая совре­менные проблемы УР, этот аспект надо обяза­тельно учитывать.

Современные экономисты, представляющие институционализм (Д. Норт, В. Уильямсон), ак­центируют внимание на институтах, правилах иг­ры в обществе, улучшении эффективности рас­пределения с целью снизить неопределенность, сделать политику роста предсказуемой. При этом, по мнению Д. Норта, не только формаль­ные, но и неформальные институты играют зна­чительную роль в экономическом росте, а также в защите среды обитания. Так, женские организа­ции Индии активно участвуют в восстановлении лесов.

В докладе без комментариев приводится не­преходящий тезис о необходимости помощи Се­вера развивающимся странам, прежде всего пере­дачи технологий и других подобных мер, с лако­ничным выводом, что развитые страны своих обязательств не выполнили. Закономерен во­прос: насколько хозяйственная и социальная сре­да стран Юга готова к восприятию новейших ноу-хау? Есть негативный опыт предоставления фи­нансовой помощи, особенно наименее развитым странам. Сравнительно недавно было принято решение "большой семерки" о прощении долгов на 40 млрд. долл., что было признанием безна­дежности их погашения. Новая комиссия помощи Африке во главе с Т. Блэром констатировала в 2005 г. в своем первом докладе, что при нынеш­нем уровне коррупции помощь не даст положи­тельного результата. Позитивный опыт исполь­зования научных достижений в рамках "зеленой революции" представляет скорее технико-эконо­мическое решение, а не олицетворяет УР. К тому же круг стран, сумевших применить эти методы, ограничен.

Видимо, надо признать, что УР все еще остает­ся темой для обсуждения, но не целью практиче­ского воплощения. Давление сиюминутных про­блем не позволяет сделать ее первоочередной в экономической политике развивающихся стран.

Годы после знаменитой конференции в Рио принесли немало разочарований. Правительства большинства государств не были готовы принять выводы, вытекавшие из принципа УР, и отступили от взятых на себя обязательств. Соблазны неоли­беральной экономической глобализации оказа­лись сильнее. Продолжая время от времени декла­рировать приверженность принципу УР, прави­тельства США и других западных государств высшей ценностью провозгласили принцип сво­бодной торговли.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12