Концепция устойчивого развития в контексте глобализации.

Причины, помешавшие идее УР глубоко уко­рениться в общественном сознании и стать доми­нирующей в политике, были разного свойства. В богатых странах она встретила настороженное и даже враждебное отношение влиятельных кругов большого бизнеса и части широкой публики, по­скольку предполагает определенное ограничение рыночных сил и некоторое увеличение расходов. Консервативные круги усматривают в ней своего рода "скрытый социализм". Что касается мира развивающихся государств, то там идея УР была воспринята многими как отражение интересов "золотого миллиарда", идущих вразрез со стрем­лениями бедных стран.

Значит ли это, что концепция устойчивого развития устарела, как считают некоторые? Не­стабильность в мире и сигналы бедствия, кото­рые подает природа, опровергают это мнение. Если достигнутые результаты разочаровывают, то дело не в концепции, а в отсутствии или огра­ниченности политической приверженности ей и воли, хотя в этом отношении ситуация неодно­значна. Есть известные международные соглаше­ния, которые задают направление коллективных усилий, но эти усилия пока совершенно недоста­точны. Есть международные организации, при­званные выполнять функции экологического управления, но их роль ослабляется узостью или неопределенностью полномочий, нехваткой фи­нансовых средств. Есть национальные програм­мы, в рамках которых на Западе, особенно в.стра­нах ЕС, многое делается для защиты окружаю­щей среды, но это далеко не покрывает всех потребностей УР.

Есть, далее, средний уровень - муниципалите­ты, организации гражданского общества, корпо­рации, многие из которых реализуют собствен­ные проекты УР. В начале этого десятилетия в мире насчитывалось 6 тыс. городов, осуществляв­ших такие проекты. В США, несмотря на позицию администрации Буша, девять штатов договорились придерживаться условий Киотского протокола. В информационных сборниках, издаваемых Комис­сией ООН по устойчивому развитию, содержатся описания многих успешных локальных проектов УР - от мер по сохранению рыбных ресурсов, по экологически безопасной утилизации производ­ственных и бытовых отходов до экологического обустройства рекреационных зон. И есть, нако­нец, микроуровень - уровень коммюнити, малых групп, деятельность которых, может быть, не очень заметна в глобальном масштабе, но крайне важна.

В дискуссиях о мировом развитии все больше внимания уделяется проблемам глобальной управ­ляемости (global governance), управления глобали­зацией, повышения действенности институтов, их способности регулировать социально-экономиче­ские и международные отношения в соответствии с императивами устойчивости и безопасности. Успешное управление предполагает открытость, транспарентность и подотчетность институтов публичной сферы, вовлечение в обсуждение и принятие решений тех, на кого они распространя­ются. В сущности, речь идет о приемлемом для всех стран мировом порядке, основанном на прин­ципах справедливости и равноправия, а не только на стремлении к экономической эффективности и выгоде.

Еще несколько лет назад идея УР могла пока­заться иллюзорной, не имеющей перспектив для реализации. А сегодня эта абстрактная мысль на­сыщается конкретным содержанием и из сферы политики перемещается в сферу практики. Гораз­до легче понять причины, вызывающие неустой­чивость развития, чем определить средства, кото­рые обеспечивали бы его стабильность. Именно поэтому концепция как таковая отличается от ее практического воплощения. Это детерминирова­но сегодняшними политическими, экономически­ми, технологическими, демографическими, куль­турными и социальными условиями развития, что, в свою очередь, предполагает многообразие национальных стратегий УР и учет специфики каждой страны и стоящих перед ней приоритет­ных задач в сфере экологии, экономики, социаль­ных и политических отношений. И критерием оценки стратегии УР служит не ее соотношение с теоретическими выводами отдельных ученых, а ее соответствие продвижению к цели поступа­тельного развития.

Именно поэтому распространение получила именно та версия УР, которая отвечает потребно­стям экономического развития, обеспечения эко­логической безопасности и гарантирует защиту социальных интересов населения, отвергая при этом радикальную ломку существующих инсти­тутов и отказ от наращивания материальных благ. Во всем этом одинаково заинтересованы как развитые, так и развивающиеся страны, что, конечно же, не исключает различий в их подходах к реализации УР.

Для западных стран УР - это прежде всего воз­можность и способ поддержания дальнейшей тех­нологической модернизации и соответственно условие выхода на качественно новую ступень развития. Само понятие УР родилось в западном индустриальном обществе. Последнее в процессе превращения в постиндустриальное оказалось от­крытым к восприятию экологического императива как осознанной необходимости поиска путей своей дальнейшей модернизации. Именно поэто­му переход к УР в западных странах проявляется прежде всего в наращивании экологизации эко­номического развития, которая направляется и стимулируется государством, использующим для этого как правовые, так и рыночные инструмен­ты. И их арсенал постоянно пополняется и обнов­ляется по мере ужесточения государственных требований к охране окружающей среды. При этом опережающее по сравнению с другими стра­нами установление экологических стандартов становится важнейшим условием повышения конкурентоспособности, главным образом пото­му, что стимулирует и ускоряет технологические разработки. И сегодня это тот конкретный ре­зультат, который связан с постановкой и началь­ным выполнением задачи по переходу к УР в промышленно развитых странах, решение которой в равной мере зависит от усилий как государства, так и бизнеса.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12